Меню

Пресса о нас

Частный железнодорожный оператор готовится к восстановлению спроса в РФ

9 Июня 2015
Рейтер | Глеб Столяров

Российский рынок железнодорожных перевозок, находящийся в глубоком кризисе из-за падения экономики и переизбытка вагонов, достиг дна и скоро начнет восстанавливаться благодаря отложенному спросу и сокращению парка, считает совладелец и член совета директоров одного из крупнейших частных операторов в РФ компании Нефтетранссервис (НТС).

Перевозки грузов по российским железным дорогам падают третий год подряд, а для железнодорожных операторов ситуация усугубляется избытком вагонного парка, что приводит к очень низким расценкам на их услуги, не покрывающим содержание вагонов. Ставки на аренду полувагона, которые служат индикатором доходности вагонов, упали до 300-400 рублей в сутки с 1.000-1.500 рублей три года назад.

"Кризис в отрасли, в том числе низкие ставки, все это результат циклических процессов и они должны закончиться. Погрузка в целом падает не первый год, база низкая, с этой низкой базы будет рост", - сказал в интервью Рейтер Алексей Лихтенфельд.

Особенно резко в 2014-2015 годах сократились перевозки строительных грузов.

Лихтенфельд считает, что спрос на новые инфраструктурные проекты и на модернизацию производства, от которого зависят перевозки строительных грузов, начнет восстанавливаться в 2016 году.

"Сейчас государство, корпорации и частные лица откладывают инвестиции, - сказал он. - То, что вы не сделали сегодня, вы отложили на завтра. А завтра вам нужно будет сделать и то, что нужно будет сделать завтра, и то, что вы не сделали вчера, хотя бы частично".

Сложнее предсказать экспортные перевозки, которые зависят от мировой ценовой конъюнктуры сырьевых рынков и курса рубля, говорит Лихтенфельд.

При курсе 50 рублей за доллар у экспортеров начинаются проблемы, при курсе 60 рублей за доллар они поднимают голову, полагает он. Крупнейшие клиенты НТС – Роснефть, Лукойл, УГМК, Евраз, СУЭК, Мечел.

МЕНЬШЕ ВАГОНОВ

Другим драйвером восстановления для операторского бизнеса станет списание вагонов из-за введения новых правил продления срока их службы, считает Лихтенфельд.

В прошлом году правительство после долгих обсуждений ввело новые правила продления срока службы старых вагонов через сертификацию, пока так и не определив ее стандарты.

Но новый порядок продления уже работает, утверждает Лихтенфельд.

"Минимум, я думаю, 60.000-70.000 вагонов будет списано в этом году из-за новых правил. Доходность низкая, нет смысла инвестировать в продление", - говорит он.

По оценке РЖД, весь вагонный парк РФ насчитывает почти 1,2 миллиона вагонов, из которых около 200.000 – лишние.

"Возможно, при стабильном показателе погрузки или небольшом росте мы бы уже пришли к балансу этим летом - осенью. Но, учитывая снижение погрузки, это вряд ли случится раньше, чем в следующем году", - прогнозирует бизнесмен.

По словам Лихтенфельда, в сегменте цистерн есть лишь небольшой сезонный профицит, при этом новые цистерны почти не производятся, поэтому к зиме возможен даже небольшой дефицит.

Существенным неблагоприятным фактором он называет господдержку невостребованного производства, главным образом Тихвинского вагоностроительного завода:

"Действия государства иногда шокируют – одобрено проектное финансирование проекта производства цистерн ТВСЗ за счет бюджета. Мощности по производству цистерн на сегодня простаивают, в том числе на государственном Уралвагонзаводе. Элементарные расчеты показывают, что даже существующие мощности по цистернам будут не полностью загружены в долгосрочной перспективе".

При дефиците бюджета финансируется "заведомо невостребованное производство", что может усугубить проблемы в железнодорожной и вагоностроительной отраслях и сформировать при этом новый спрос на господдержку уже со стороны Уралвагонзавода, считает Лихтенфельд.

  "КТО ЗАПЛАТИТ ЗА БАНКЕТ?"

Акционеры НТС, которые в 2013 году планировали продать на бирже 25 процентов акций, а потом договаривались о продаже пакета с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), сейчас не ищут покупателей, утверждает Лихтенфельд.

Один из крупнейших частных операторов, который перевез в 2014 году 99,7 миллиона тонн грузов, не раскрывает своих финансовых показателей. В его парке на 31 марта 2015 года было примерно 55.000 вагонов, в том числе 20.000 цистерн и 35.000 полувагонов.

Нефтетранссервис раскрывал свою структуру собственности во время IPO, когда братья Вячеслав и Вадим Аминовы владели 67,5 процента, Лихтенфельд – 22,5 процента, Александр Тертычный – 10 процентов акций, сейчас данных об акционерах нет.

"Мы убеждены, что бизнес сегодня в низкой точке его стоимости, - сказал Лихтенфельд. - Продавать его рационально, только если ты веришь, что проблемы будут очень надолго, или что будет еще хуже. Ни в то, ни в другое мы не верим".

Долговая нагрузка НТС сейчас "существенно ниже, чем у подавляющего большинства наших коллег", сказал он.

"Мы не делали никаких реструктуризаций, претензий к нам со стороны банков нет, все кредиты обслуживаем".

Но вся железнодорожная отрасль стоит сейчас на пороге консолидации, считает Лихтенфельд:

"Вопрос консолидации очень живой, о нем говорят все".

"Платежеспособность ряда операторов уже давно проблематична, и этот нарыв будет вскрыт в ближайшее время".

Сейчас многие владельцы вагонов делают "фасадные работы", говорит Лихтенфельд.

"У вас, например, фундамент треснул – дом надо сносить. Можно его подремонтировать, подкрасить – и он какое-то время еще у вас простоит. Но все равно его придется сносить".

Это относится, в первую очередь, к лизинговым компаниям банков, купивших вагоны по высоким ценам и теперь не способных их окупить.

"Возникает такой вопрос - кто заплатит за банкет? Или банк должен списать часть долга, чтобы новому консолидатору или собственнику это было интересно. Или консолидатор должен заплатить цену, которая при сегодняшней экономике не позволяет окупать и обслуживать вагон".

Он считает, что процесс консолидации пока не запущен, поскольку желающие покупать такие вагоны операторы не готовы переплачивать, а банки не готовы списывать часть долгов, откладывая решение проблем на потом и проводя "фасадные работы".


>>