"Система" встала на загрузку

АФК "Система" получила первый крупный железнодорожный актив, победив в торгах по приватизации 100% акций "СГ-транса". Основным конкурентом был "Спецэнерготранс" Зияда Манасира, но он остановился на цене 20,7 млрд. руб., в то время как АФК согласилась заплатить 22,77 млрд. руб.- вдвое больше стартовой цены. "СГ-транс" занимает более трети российского рынка перевозки сжиженных углеводородных газов по железной дороге. Но участники рынка считают, что "Система" сильно переплатила.

АФК "Система" получила первый крупный железнодорожный актив, победив в торгах по приватизации 100% акций "СГ-транса". Основным конкурентом был "Спецэнерготранс" Зияда Манасира, но он остановился на цене 20,7 млрд. руб., в то время как АФК согласилась заплатить 22,77 млрд. руб.- вдвое больше стартовой цены. "СГ-транс" занимает более трети российского рынка перевозки сжиженных углеводородных газов по железной дороге. Но участники рынка считают, что "Система" сильно переплатила.

Вчера "Ренессанс Капитал" объявил о завершении конкурентного отбора покупателей 100% акций ОАО "СГ-транс". В торгах приняли участие АФК "Система", ООО "Рустранском", ЗАО "Спецэнерготранс" Зияда Манасира, ООО "Трансеврогаз" (входит в холдинг ISR Искандера Халилова). Максимальную цену в 22,77 млрд. руб. при стартовой в 10,1 млрд. руб. предложила "Система". В "Ренессанс Капитале" уточнили, что покупатель, цена и "иные существенные условия сделки" еще должны быть утверждены распоряжением правительства.

Тендер проходил в формате конкурентных переговоров в два раунда. Как пояснил зампред правления "Ренессанс Групп" в России Александр Мерзленко, сначала участники предложили оферты, причем каждый узнал цену конкурентов. "Во втором раунде у каждого участника была возможность единожды улучшить свое предложение,- уточнил топ-менеджер.- Третий раунд состоялся бы, только если два участника предложили одинаковую максимальную цену". По данным "Ъ", ближе всего к предложению "Системы" была цена "Спецэнерготранса" - 20,7 млрд. руб.

Процесс продажи ОАО "СГ-транс" стартовал еще в октябре 2011 года, в ноябре "Ренессанс" закончил прием предварительных заявок. Кроме четверки финалистов на актив претендовали Brunswick Rail, "Нефтетранссервис", "ОТЭКО-Портсервис", "Спецтрансгарант" (Rail Garant), группа "Сумма", "ЮКОС-Транссервис" (дочерняя структура "Роснефти"). В приватизации хотел участвовать "Газпромтранс", но ему запретила ФАС. По словам господина Мерзленко, торги планировалось провести до конца 2011 года. "Но после предварительного отбора заявок в правительстве началась дискуссия о необходимости наличия или отсутствия квалификационных требований к претендентам, ожидали позицию ФАС по участникам процесса,- пояснил он.- Потом были выборы, смена правительства".

"СГ-транс" - крупнейший игрок рынка перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ) по железной дороге с долей 36,6%. Всего по сети ОАО РЖД в 2011 году было вывезено с заводов России 12,7 млн тонн СУГ. 95% рынка делят четыре компании: ОАО "СГ-транс", ООО "Газпромтранс", ЗАО "СИБУР-транс" и ООО "ЛУКОЙЛ-транс". У "СГ-транса" 14,66 тыс. цистерн для транспортировки СУГ (46% от общего вагонного парка такого типа в РФ), а также еще около 300 вагонов разных типов. Компания контролирует также 14 газонаполнительных станций и 63 АГЗС. Выручка в 2011 году составила 8,52 млрд. руб., чистая прибыль - 404 млн руб.

Основными клиентами "СГ-транса" являются "Роснефть", НОВАТЭК, СИБУР и ЛУКОЙЛ. Причем если последние две компании активно пользуются услугами своих операторов, то в объемах перевозок цистернами СУГ "Роснефти" и НОВАТЭКа доля "СГ-транса" составляет 98% и 82% соответственно. Кроме того, "СГ-транс" вывозит 100% газовой продукции с заводов "Татнефти", "Нижнекамскнефтехима", ТНК, "Сургутнефтегаза", а также "Башнефти", которую контролирует АФК "Система".

Участники рынка считают итоговую цену "СГ-транса" сильно завышенной. "Реальная стоимость компании составляет примерно 12 млрд. руб. и уж никак не больше 15 млрд. руб.",- считает один из операторов. Один из финалистов согласен, что "Система" "заявила неадекватную цену, можно только порадоваться за бюджет Российской Федерации". "Цена пакета отражает стоимость актива, учитывая синергию, которую, очевидно, планирует получить покупатель",- предположил Александр Мерзленко. Президент АФК Михаил Шамолин пояснил "Ъ", что "сейчас есть все условия для появления крупных частных операторов". "Наша цель - создать одного из крупнейших игроков на этом рынке. Планируем, что "СГ-транс" станет одним из якорных активов при построении такого оператора",- подчеркнул топ-менеджер (подробнее о планах "Системы" по развитию железнодорожного бизнеса см. "Ъ" от 24 сентября).

По мнению главы "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, парк вагонов "СГ-транса" можно оценить на уровне 9 млрд. руб. С учетом других активов адекватная стоимость компании как бизнеса, по мнению эксперта, не превышает 14-15 млрд. руб., причем "без учета обременения части парка долгосрочными договорами аренды, которые заключены не на самых выгодных условиях". Кроме того, парк "СГ-транса" далеко не новый. В годовом отчете компании отмечается, что до 2015 года истечет срок годности 1375 цистерн, то есть 9% парка. При этом конкуренты быстро набирают силу. В 2011 году парк цистерн для СУГ частных операторов увеличился в целом на 26%, в то время как у "СГ-транса" - лишь на 2%.

Источник: Коммерсант

Все новости
Логистика ваших побед