"Евразтранс" уехал в "НефтеТрансСервис"

Evraz Group определилась с покупателем дочернего ООО "Евразтранс". Кэптивного оператора приобретает ЗАО "Нефтетранссервис" (НТС). Сумма сделки не раскрывается, по мнению участников рынка, она составит около $300 млн. Как выяснил "Ъ", вместе с оператором Evraz продала долгосрочный контракт на треть своих потребностей в перевозках.

Evraz Group определилась с покупателем дочернего ООО "Евразтранс". Кэптивного оператора приобретает ЗАО "Нефтетранссервис" (НТС). Сумма сделки не раскрывается, по мнению участников рынка, она составит около $300 млн. Как выяснил "Ъ", вместе с оператором Evraz продала долгосрочный контракт на треть своих потребностей в перевозках.

Вчера два источника "Ъ", знакомых с ходом торгов по продаже "Евразтранса", сообщили, что в тендере победило ЗАО "Нефтетранссервис" братьев Аминовых. В НТС подтвердили, что заключили эксклюзивное соглашение с Evraz на приобретение кэптивного оператора, сделку планируется закрыть до конца года. "В ее рамках будет заключен долгосрочный контракт на предоставление вагонов под перевозку существенной части грузов Evraz Group",— уточнили в НТС. В Evraz подтвердили, что подписали соглашение с НТС. Сумма сделки и другие ее параметры сторонами не раскрываются.
"Нефтетранссервис" входит в тройку крупнейших частных железнодорожных операторов России. У компании в управлении более 55 тыс. вагонов. Финпоказатели не раскрываются. По данным "СПАРК-Интерфакс", в 2010 году выручка компании превысила 29 млрд руб.
ООО "Евразтранс" на конец 2011 года владело 4,82 тыс. вагонов, из них 85% — полувагоны, остальное — окатышевозы. В прошлом году компания перевезла 19 млн т грузов, ее выручка составила 4,3 млрд руб., чистая прибыль — 2 млрд руб. (данные СПАРК).
"Евразтранс" продается только с полувагонами. По данным источника "Ъ", знакомого с ходом торгов, Evraz гарантирует покупателю оператора загрузку подвижного состава, то есть 8 тыс. отправок в месяц. Дополнительно контрактуется еще 12 тыс. отправок в месяц. Всего у российских активов Evraz около 60 тыс. вагоноотправок в месяц, то есть НТС получит треть потребностей группы в подвижном составе.
По мнению участников рынка, это небольшой объем, тем более законтрактовать твердо на несколько лет отправки нельзя. Источник на рынке отмечает, что "металлурги не могут дать гарантии на годы вперед, поскольку они сами не знают, что, куда и в каком объеме будут возить через несколько месяцев, расклады часто меняются". "К тому же не все направления перевозок привлекательны. Некоторые из них сверхрентабельны, а другие, наоборот, могут оказаться обузой",— добавляет он. Но в целом на фоне профицита вагонов даже рамочное соглашение по вагоноотправкам Evraz интереснее, чем подвижной состав кэптивного оператора, считает собеседник "Ъ".
"Дело не в параметрах контракта, которые действительно жестко прописать очень сложно. Но Evraz всегда будет активнее работать с той компанией, которая ему заплатила деньги, чем с оператором со стороны",— добавляет источник, близкий к НТС. "Сделка позволит укрепить наши долгосрочные отношения с одним из крупнейших грузовладельцев",— подтверждает гендиректор оператора Александр Тертычный.
Другими претендентами на актив были UCLH Владимира Лисина, Globaltrans и "Финансовый альянс", половина в котором принадлежит АФК "Система". Но "Финансовый альянс" отказался от участия в торгах, решив, что "Евразтранс" переоценен (подробнее см. "Ъ" от 1 ноября). Претенденты на актив рассказывали "Ъ", что Evraz хочет выручить за "дочку" более $250 млн. По данным источников, знакомых с ситуацией, НТС покупает актив по цене, близкой к $300 млн. Елена Сахнова из "ВТБ Капитал" оценивает "Евразтранс", исходя из его подвижного состава, в $212 млн. Но с учетом контракта компания стоит дороже, уточняет аналитик.
"Евразтранс" — один из двух крупных кэптивных операторов, которые были открыто выставлены на продажу в этом году. Второй — ООО "ММК-Транс". Компания на 50% принадлежит Магнитогорскому меткомбинату, а на 50% — топ-менеджерам и совладельцам Globaltrans Сергею Мальцеву и Алексею Елисееву. По данным "Ъ", предварительные заявки подали Globaltrans, "УВЗ-Логистик", "Нефтетранссервис", UCLH и "Финансовый альянс". В парке "ММК-Транса" около 3,6 тыс. вагонов, но претендентам он интересен в первую очередь контрактом на обслуживание ММК.

Все новости
Логистика ваших побед